Четырёхколёсное непарнокопытное: как и почему Ford Mustang стал автомобильным символом нескольких эпох

Четырёхколёсное непарнокопытное: как и почему Ford Mustang стал автомобильным символом нескольких эпох

Что ни день, то новая редчайшая находка на автомобильном маркетплейсе FRESH. Сегодня это привезённый из Америки Ford Mustang 1965 года — с 3,3-литровым рядным шестицилиндровым мотором, механическими стеклоподъёмниками, штатным радиоприёмником, печкой и кожаным салоном. «Машина времени», возвращающая на шесть десятилетий назад! Возвращающая туда, в тот период, когда, как говорится, «и трава была зеленее, и небо голубее». Кстати, Mustang наш как раз голубого цвета. Символично, не правда ли? Ну а пока вы думаете, мы начинаем экскурс в историю культового американского пони-кара.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Смешались в кучу кони, самолёты

Лошадь породы мустанг — это одичавшая домашняя лошадь. Статная и с норовистым характером, она стала олицетворением Дикого Запада. Неудивительно, что когда-то давно Ford решил назвать в её честь свой пони-кар. Нет, вы не ослышались — именно пони-кар, не масл-кар. По сути дела, первопроходцем, первооткрывателем класса пони-машин как раз и стал Ford с «Мустангом». Pony car — «американки», обычно не видевшие под своим капотом ничего внушительнее «шестёрки» (рядная она или V-образная — не так и принципиально). В случае с muscle car дело обстоит иначе: тут чаще всё только начинается с «восьмёрки». Тем не менее, если уж до конца по-честному, это не прям общее строгое правило, а некоторая закономерность. Как бы вам объяснить ключевую разницу доходчивее: масл-кары строились и строятся вокруг мотора, тогда как пони-кары — это не только одержимость мощностью. Пони-кары не в меньшей степени ещё и про управляемость, аккуратность (имеются в виду более-менее компактные размеры на фоне истинных масл-каров).
Хотите или нет, а мы снова немного о связи с животным миром. Несмотря на своё имя, в реальности фордовский «Мустанг» вообще с лошадями не связан никаким боком. Оно, такое имя, дано в честь истребителя North American P-51 Mustang, негласно названного лучшим самолётом времён Второй мировой. Тогда, в 1964-м году, подобное переплетение, пусть и чисто нейминговое, оказалось высоко оценено патриотично настроенным американским автомобильным сообществом.
Ford Mustang фото 1
Ford Mustang фото 2
Ford Mustang фото 3
Ford Mustang фото 4

Ford Mustang как лакмусовая бумажка состояния дел в США

Причин появления «Мустанга» на свет было несколько. Во-первых, автомобиль оказался ответочкой в адрес двух других представителей «Большой детройтской тройки», включая, естественно, Chevrolet с его новаторским Corvair (см. наш недавний материал в «Обзорах»). Во-вторых, на него имелся очевидный запрос со стороны самих американцев. Так, беби-бумеры (поствоенное поколение) начали массово получать высшее образование, а после — неплохо зарабатывать. Рост благосостояния сделал возможным иметь в своём гараже не по одной личной машине. Например, если обратиться к статистике, число семей, владеющих двумя или более автомобилями, увеличилось с 1 миллиона в 1959 году до 13 миллионов к 1963 году и продолжало расти. И что конкретно хотел народ на роль второго авто? Что-то относительно компактное, манёвренное, модное и сравнительно доступное по цене. Mustang с лихвой отвечал всем этим хотелкам.
Показ шоу-кара Ford Mustang состоялся в Уоткинс-Глене в октябре 1962-го. Ажиотаж, по воспоминаниям очевидцев, наблюдался феноменальный. После небывалого успеха машины всем в «Форде» стало ясно: Mustang нужно ставить на конвейер. И не тянуть с этим! Поэтому уже ровно через год всё в том же Уоткинс-Глене компания демонстрирует максимально близкий к серийному вариант «коня». Разницу нельзя было не заметить, ведь автомобиль получил два дополнительных места в салоне — из двухместной модель превратилась в четырёхместную. Может, в романтике она тем самым капельку и потеряла, зато в практичности точно добавила. Хотя баланс тех качеств, что жаждали видеть в итоговом «Мустанге», всё равно остался на уровне. Ford это мигом подтвердил ёмкой строчкой в пресс-релизе, напечатав следующее: «Достаточно скромный для посещения службы в церкви, колоритный — для дрэг-стрипа, модный — для загородного клуба».

Выбор народа и автор рекордов

Как мы помним со школьных уроков обществознания, Соединённые Штаты — яркий пример демократии. Можете посчитать это выдумкой, но даже запуск «Мустанга» в серию не состоялся бы без народного одобрения. Достоверно известно, что руководство «Форда», всё ещё сомневавшееся в надобности налаживания производства своего пони-кара, посчитало правильным возложить всю ответственность за судьбу автомобиля на простых граждан. Для этого были приглашены 52 американские семьи с маленькими детьми — на соцопрос. По итогу выяснилось, что даже такая откровенно нецелевая аудитория хотела бы владеть «Мустангом». Безусловно, поначалу молодые родители пугались непрактичности модели, но потом, узнавая предполагаемую цену, диаметрально меняли позицию. Ford Mustang, как ни странно, оказался действительно народной машиной.
Официальным днём рождения «Мустанга» можно считать 17 апреля 1964 года, когда Ford собрал в Нью-Йорке представителей ведущих СМИ на пресс-конференцию, посвящённую авто. Тем же числом началась какая-то дикая «мустангомания»! К примеру, в Прескотте (городок с населением в 2,5 тысячи человек) более 450 старшеклассников одномоментно сбежались на площадку к местному дилеру «Форда», чтобы своими глазами посмотреть на новинку. И если эти несовершеннолетние ребята могли себе позволить лишь поглазеть на мечту, то многие взрослые прямо с ходу оформляли заказы. Вот сухие цифры: за первые четыре месяца было реализовано минимум 100 тысяч экземпляров, а по результатам года — свыше 420 тысяч. Такими темпами уже весной 1966 года на заводе марки в Дирборне сошёл миллионный Mustang. Миллион за неполный год, Карл!
Ford Mustang фото 5
Ford Mustang фото 6
Ford Mustang фото 7
Ford Mustang фото 8
Ford Mustang фото 9
Ford Mustang фото 10
Ford Mustang фото 11
Ford Mustang фото 12
Ford Mustang фото 13

А как поживает легенда сейчас?

Сегодня на авансцене солирует седьмое поколение модели. Присматривающимся к покупке «Мустанга» 2024 модельного года на заметку: машины для США и Европы едва различимы внешне, а вот по технике есть нюансы, причём значимые. Знайте, что в Старом Свете 5,0-литровый атмосферный V8 (пока европейцам в принципе доступен только такой) идёт дефорсированным. Это не какая-то подлянка со стороны «Голубого овала», а побочка адаптации мотора к строгим экологическим требованиям. Если переводить потери в проценты, то Ford Mustang для Европы, в сравнении с «американцем», не досчитался плюс-минус 10% мощности. Почему цифра неточная? Потому что для заказа доступна также топ-версия Dark Horse, пострадавшая от «задушивания» ещё сильнее обычных «Мустангов» с «восьмёркой».
Особняком стоит Ford Mustang Mach-e — электрический кроссовер и, по существу, «анти-Мустанг». Казалось бы, его должны были принять с явной прохладцей, однако всё вышло иначе. Очень скоро Mustang Mach-e обогнал по популярности бензиновый «Мустанг», а заодно дал щелбан Tesla Model 3, оказавшись «Лучшим электромобилем 2022 года». Как тебе такое, Илон Маск?
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?